Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается за счет реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора.
Нормативные правовые и иные акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
Федеральный закон с изменениями на 29.07.2018 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Приказ Минтруда России №527н от 30 июля 2015 г. «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Официальный сайт Государственной программы "Доступная среда"
Общероссийская акция в сфере инклюзии, приуроченная к Международному дню инвалидов, – тотальный тест «Доступная среда»
Приложения.
1. Программа проведения общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда» на 1 л. в 1 экз.
2. Пресс-релиз общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда» на 2 л. в 1 экз.
3. Справка о проекте Тотальный тест «Доступная среда» на 2 л. в 1 экз.
Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» в 2023 г.
Наименование показателя | Наименование показателя |
Наличие оборудованных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Обучающиеся с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутсвуют. Не реализуются Адаптивные образовательные программы. В учреждении тренер-преподаватель Козлов И.А. имеет удостоверение о повышении квалификации по программе: "Реализация ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Отсутствует кнопка вызова. Для доступа к зданию предусмотрены пандусы. Входная дверь соответствует нормативным требованиям. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. | Для обучающихся МБУ ДО "СШ" не предусматривается организация питания. |
Условия охраны здоровья обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. | Здание МБУ ДО "СШ" оснащено противопожарной сигнализацией, информационное табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. |
Доступ к информационным стендам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Информационная база МБУ ДО "СШ" оснащена: -электронной почтой; -выходом в Интернет; -функционирует официальный сайт МБУ ДО "СШ" с версие для слабовидящих граждан, В МБУ ДО "СШ" имеются аудиотехника, компьютер, принтер. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. | Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено. |
Кадровое обучение образования (наличие штата организации педагогических работников, имеющих основное образование или получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. | В штате организации установлена квота для приема на роботу инвалида, выделено одно рабочее место и оно занято. |
Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования;
- организацию доступной среды;
- предоставление специальных учебников;
- организацию услуг специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
- оказание коррекционной помощи.
Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в ДЮСШ необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
На основании заключения ПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Для зачисления ребенка в "СШ" необходимо указать данные:
- документа, удостоверяющего личность заявителя;
- документа, удостоверяющего личность ребенка.
А при зачислении в МБУ ДО "СШ" нужно предоставить медицинскую справку об отсутствии у ребенка противопоказаний к занятиям выбранным видом спорта (срок действия справки — три месяца).
3.Какие справки нужны для спортивных секций?
Если ребенок хочет заниматься в спортивной секции с тренировками не чаще двух раз в неделю и продолжительностью не более 60 минут, ему понадобится справка от врача-педиатра. Обновлять ее нужно раз в 12 месяцев. Для получения справки нужно обратиться в кабинет выдачи справок и направлений в вашей вашей поликлинике. Справку выдает врач-педиатр в день обращения после профилактического осмотра (при необходимости может быть назначено дополнительное обследование, которое займет не больше 14 дней).
Для занятий в профессиональной секции (в спортивной школе) с тренировками не реже двух раз в неделю нужно пройти углубленное медицинское обследование в физкультурном диспансере или в поликлинике, где заключение для занятий спортом выдает спортивный врач.
Обновлять его нужно раз в 12 месяцев. В углубленное обследование входит посещение профильных специалистов (педиатра, травматолога-ортопеда, хирурга, невролога, оториноларинголога, офтальмолога, кардиолога), а также клинический и биохимический анализ анализ крови, клинический анализ мочи, антропометрия, электрокардиография, эхокардиографическое исследование, спирография, флюорография или рентгенография легких (с 15 лет, не чаще 1 раза в год), УЗИ органов брюшной полости, малого таза, щитовидной железы.
Значения условных обозначений категорий инвалидов
Инвалиды с нарушением зрения |
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата |
||
Инвалиды с нарушением слуха |
Инвалиды на кресле-коляске |
||
Инвалиды с нарушением интеллекта |
|